|
||
«Художники существуют. Но неизвестно, где их искать. Художник ничего сделать не может, если заказчик картины слеп. Глаз чуткого человека я хотел бы открыть» Огюст Ренуар Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. По традиции он в 14 лет стал подмастерьем г-на Леви, расписывавшего фарфор. Совершенствуясь в ремесле, обучался рисунку в бесплатной школе, а когда Леви в 1858 г. закрыл мастерскую, он расписывал веера, копировал картины Ватто, Ланкре, Буше, Фрагонара, пока в 1861 г. не поступил в мастерскую Шарля Глейра. |
||
Через год Ренуар познакомился там с Моне, Базилем, Сислеем. Позже, уже прославившись вместе с друзьями, Ренуар оставался единственным, кто признавал заслуги Глейра. «Именно у Глейра я научился ремеслу художника», - говорил он. В 1862 г. он уже участвовал в их пейзажных экспедициях в лесу Фонтенбло. Дружба с Моне, Базилем, Сислеем имела немаловажное значение: все они принадлежали к преуспевающему классу, тогда как Ренуар, выходец из среды квалифицированных рабочих, объявил себя «рабочим - живописцем». С помощью друзей и своего искусства он мечтал стать буржуа; впервые успешно представил в Салон в 1865 г. портрет богатого отца Сислея, и на протяжении почти всей творческой деятельности зависел от покровителей и заказных портретов представителей буржуазии. Ренуар обладал бесконечной душой от природы, меньше всего в этом смысле походя на Ватто, одним из первых на него повлиявшего. В 1868 г. Ренуар и Базиль перебрались в квартиру с мастерской в парижском квартале Батиньоль. Присоединившись к группе будущих импрессионистов, которых притягивал Батиньоль и кафе «Гербуа», где царствовал Эдуард Мане, Ренуар понемногу втягивался в их борьбу за признание. После того как Салон в 1867 г. не принял его «Диану - охотницу», он подписал петицию с требованием открыть новый Салон отверженных и вскоре стал влиятельным членом «Анонимного общества», устроившего первую импрессионистическую выставку. В 1868 г. он удостомлся немалых похвал в Салоне за работу «Лиза с зонтиком», которую Золя счел «успешным изучением современности». В конце 1860-х годов Ренуар оказался на перепутье в поисках стиля. Быстро написанные в 1868 г. «Конькобежцы в Булонском лесу» говорят о заметном влиянии Моне. Любовь к природе и современным мотивам пересилила его: Ренуар поселился вместе с Клодом Моне. Они писали этюды впарижских предместьях, в лесу Фонтенбло. Маленькие кабачки, яхт - клубы, купальни стали любимыми мотивами Ренуара. Оживленные группы гуляющих, завтракающих, фланирующих в солнечный день под сенью листвы удавались ем великолепно, пример тому - «Лягушатник». Этот же Лягушатник -увеселительное место на Сене с ресторанчиком-поплавком -одновременно писал Клод Моне. Сравнивая, можно заметить: если эффекты воды, игра солнечных пятен и цветные рефлексы в тенях переданы у обоих художников мастерски, то собравшееся общество вызывает большой интерес у Ренуара. У Моне фигуры людей растворены в пейзаже, даются легкими пятнами. В полотнах Ренуара они выходят на ближние планы, яснеют, укрупняются, из зыбких зеленых кущ выступают молодые лица очаровательных парижанок. Он начинал обретать зрелый стиль, в 1872 г. написал «Понт Неф» («Новый мост») и, хотя выбрал сюжет под влиянием Моне, продемонстрировал необычайно оригинальное использование цвета. Большое место в творчестве Ренуара занимает портретная живопись. Наиболее удачными являются женские и детские портреты. Женщины Ренуара, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные, сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях; в их движениях - кошачья легкость, свет, проходящий сквозь листву, или свет ламп в театральных ложах придает им дразнящее очарование. Шедевр Ренуара - «Бал в Мулен де ла Галетт», веселый молодой бал под открытым небом в монмартрском кабачке, тогда только что открывшемся. Настроение неподдельной жизнерадостности царит в прекрасной картине, где все живет в сквозном движении, в окружении вальса, в улыбках и взглядах. В то же лето были созданы не менее знаменитые «Качели», написанные в саду на улице Корто. На качелях позировала жившая по соседству молодая женщина. Пятна света стали еще интенсивнее, наделяя картину нескончаемым очарованием, доступным только кисти Ренуара. К концу 1870-х годов Ренуар принимал все меньше участия в делах группы импрессионистов. После третьей выставки в 1877 г. он вышел из группы и сосредоточился на выставках в Салоне. |